Long live Хасанкейф

Хасанкейф маленький древний городок по пути от Мидьята в Батман. Мы торопились попасть в него, потому что он уже лет десять, как под угрозой затопления. Хотя я не уверена, что государственный план можно называть угрозой. Как бы там ни было, город, стоящий на берегу реки Тигр (Тигрис на турецкий манер) уже давно готовится к затоплению. Для местных жителей строятся новые дома, переселение запланировано на 2018 год, а в 2019 году планируется запуск дамбы, которая затопит нынешний город.
В Хасанкейф мы приехали во второй половине дня. Проезд из Мидьята до места назначения стоит 9 лир и занимает около часа. В городе автовокзала нет, маршрутка просто высадит вас перед мостом. Останется перейти дорогу и пройти сквозь маленькую улочку с туристическими лавками. Вот уже виднеется и минарет старой мечети, и кале (замок).
В мечеть мы заходить не захотели, что мы мало новостроев 15 века видели? потому что не знали как много нам предстоит обойти и хватит ли на все интересное времени. Но минарет с гнездом аиста сфотографировать успели.

Вот и Тигр. Так река выглядит с площадки рядом с мечетью. Воон там виднеется гробница, которую вскоре (а может быть прямо сейчас переносят?) перенесут в другое место.
Это кале еще византийского периода. Кале закрыто на реставрацию с 2012 года, как пишут в блоге, посвященному проблемам Хасанкейфа, на неопределенный срок. Выглядит очень хорошо и очень высоко. Сюда вода не поднимется, но ожидается, что место пострадает от воды.
После того, как мы прошли рыночек и мечеть, мы оказались перед закрытым входом к кале. Немного погрустив, мы пошли туда, куда можно было пройти - вверх по ступенькам мимо кафешек и каких-то застроек.
 Мы сами не понимали что доступно для просмотра и поэтому просто шли.
 За дедушкой виднеется мост, который обновляют. Мы к нему еще придем. А пока идем куда-то дальше.
Бывшая мечеть Сулеймание.
Дальше с нас местные взяли по одной лире, чтобы мы могли подойти к этим пещерам. Они явно не имеют права брать деньги за доступ сюда, но зачем отказывать себе в инвестициях местного турбизнеса? Я всегда за то чтобы поддерживать местное население.
 Какая-то дурацкая имитация наскальных рисунков. Впрочем, это место для фотографирований, поэтому его так незатейливо оформляют, чтобы было рядом с чем фотографироваться.
 Это вид на кале чуть сбоку. Привет, акрофобия.
 Карабкаешься вот так куда-то вслед за всеми, а там непонятно что. Мне кажется, что у нас на Троещине что-то подобное есть. Не такое старое и не такое изящное, конечно же.
 Потом мы вышли из этого места и пошли дальше, смотреть на пещеры. За нами пошли эти милые создания.
 Вот эти создания чуть менее милые. Это герои моего рассказа, который можно найти на фейсбуке.
 Мы идем дальше и выше, а за каждым камнем притаилось по туристу.
 Вот здесь мы решили остановиться перекусить. Что было дальше, вы знаете, а если нет, то добро пожаловать.
 Некоторым из этих пещер по 4 000 лет. В этом регионе впервые одомашнили пшеницу и приручили свинью. В каких-то из этих пещер жили люди, которые сделали этот прорыв для нас.
Сбежав от овец, мы решили остановиться выпить чаю. Когда мы пьем чай где-нибудь, то всегда стараемся забраться повыше. Иногда мы выкарабкиваемся за грани разумного. Например, эта лестничка высотой около полутора метров и парню с чаем заходить сюда было неудобно. Поэтому мы сами забрали у него свой чай. Но с другой стороны - зачем они поставили сюда столик?
 На самом деле, они ставят столики всюду. Просто, куда дотягиваются. Как пример, это фото. Выпив чаю по две лиры (да, местные тут чай явно не пьют), мы пошли туда, в центр фотографии :)
Пещеры до сих пор используются местными жителями. Все, кого я читала перед поездкой, писали, что местные переселяются в пещеры на лето. То, что видно на фотографии, может служить доказательством этого тезиса. Или иллюстрировать что-то другое. Например, что пещеры используются как подсобные помещения. 
Людей видите?
 А оттуда мы пришли. В той же стороне и река.
 Дальше мы не прошли. Не знаю можно ли там вообще протиснуться - очень узкое ущелье. И тем более не знаю, куда можно выйти. Мы пошли назад.
 Еще немного красивостей
 Мы прошли кафе, в котором пили чай и пошли в сторону реки
Еще одна стычка с овцами
Снова проходим сквозь рыночек, попутно любуемся на шкуры с аятами Корана. Мороз по коже.
 И вот мы на мосту, смотрим на мост. Мост, на котором стоим мы, современный, а мост, на который мы смотрим был построен в 12 веке арабами на месте другого, более древнего моста, и долгое время был самым длинным мостом в мире в Средние века. Сейчас над мостом ведутся работы, и куда они приведут сказать сложно.
  В Хасанкейфе вас приветствуют не только на турецком, но еще и на курдском и арабском.
 Мы уже перешли мост и смотрим на противоположный берег.
 Вот так в конце февраля выглядел мост через Тигр. Сложно описать чувства. Сложнее всего понять где окажется этот мост через два года.
Пройти к гробнице (мавзолею, склепу?) по берегу было невозможно из-за строительных работ. Пришлось пройтись чуть-чуть вдоль трассы. Вот мы подходим к гробнице. На тот момент мы думали, что активисты добились того, чтобы тут не строили дамбу, поэтому местные власти решили отреставрировать все, что поддается реставрации.
 Теперь-то мы знаем, что этот мавзолей скоро-скоро (в планах были указаны март-апрель) перевезут на другое место. А строили тут дорогу, по которой увезут мавзолей. Здание приподнимут на 90 см над землей и с помощью специального оборудования переместят на два километра. Фундамент, на котором стоит сейчас мавзолей, был построен специально для транспортировки. Проект осуществляется совместно с голландской компанией, поэтому есть хороший шанс, что все будет сделано толково. Сама транспортировка займет около восьми часов.
 Так что близко подойти мы не смогли, но вокруг прогулялись. Периодически уворачивались от грузовиков и тракторов, которые подвозили какие-то стройматериалы.
 Еще немножко противоположного берега. Жаль, что не получилось забраться на кале.
 Потом мы прошли в другую сторону от моста, вниз по течению. В этой стороне не было турецких семей, которые приехали на пикник и мы смогли сами устроить свой пикник.
 Возможно, мы ужинали в чьем-то саду.
Вот мужчина набрал воду в реке и возвращается домой, наверх.
Мы еще немного посмотрели на реку, на пещеры, где люди учились делать первые ровные шаги, дожевали свои оливки и пошли на трассу. Довольно быстро увидели маршрутку, которая шла из Батмана на Мидьят и прыгнули в нее. В Мидьяте мы пересели в маршрутку на Мардин и еще через час были дома.
Что ж, еще год-полтора есть на то, чтобы увидеть город таким, каким он был несколько тысяч лет подряд. Вскоре здесь будет шикарный телеферик катать туристов над огромной дамбой и это будет уже совсем другой город.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Фауна Стамбула: котики и не только