Церкви Мардина
Я насчитала семь церквей в Мардине, не считая протестантской
и монастыря, что за городом. Для такого маленького городка это приличное
количество. Конечно же, мы хотели обойти их всех. И первой по списку и
ближайшей от нас после подъема в историческую часть города, была церковь Сорока
мучеников.
Эту церковь очень легко найти: там где заканчивается улица
Биринджи (на карте она обозначается цифрой 1, а биринджи – это порядковое
название цифры 1 на турецком) и начинается улица Джумхуриет нужно будет
свернуть вверх по улице 218 Durum и
пройти несколько домов.
В самой церкви фотографировать нельзя, но мне разрешили сфотографировать вот эту штуку. Это чья-то надгробная плита. А вот чья и какого периода я пока не разбиралась.
И раз уж я достала фотоаппарат, то я тайком еще щелкнула пару икон.
На фото плохо видно, но у женщины, которая на коленях, изо рта вылазит змея. Рядом стоит святой Осия. Этот святой родился в христианской семье где-то в конце 3-начале 4 веков. Был выдающимся аскетом и проповедником. Путешествовал по современной Сирии: Хомс, Антиохия, Никодемия, Алеппо и исцелял жителей этих городов и защищал их от диких животных. Почитается в Сирийской православной церкви 15 октября.
Ну а это уже всем понятный сюжет, но исполнение очень интересное.
Ну и несколько фотографий во дворе церкви
Например, вот эта церковь Mor Hırmız Kilisesi, которая принадлежит халдейскому патриархату (т.е. это католическая юрисдикция). На трипадвайзере я читала, что ключи хранятся у семьи, которая является последними прихожанами этой церкви. Они держат ювелирный магазинчик на Джумхуриет через несколько дверей от церкви. Мы зашли и попросили их открыть нам церковь, на что получили отказ. Так что только фрагментарное фото через решетку.
Еще одно интересное здание - это здание музея Мардина. Вход туда оказался бесплатным, это несомненный плюс. Экспозиция типичная для провинциального музея, зато здание грандиозное. Оно было построено для сирийского патриархата в конце 19 века. После революции Ататюрка здание было отобрано.
А вот на этой фотографии видно колокольню Merıyem Ana Kilisesi
Hırmız Kilisesi, тоже закрытую для посещения.
Это Mor Simuni Kilise. Мы натолкнулись на нее случайно. Тоже закрыта.
Когда мы были в монастыре Дейрулзафаран, местный гид нам рассказал, что каждое воскресенье для мессы открывается какая-нибудь одна церковь, каждый раз разная, так получается, что община посещает все церкви.
А вот в монастыре, он в 5 км от города, служится литургия только для местных жителей - это два монаха, епископ и человек 14 студентов. Приехать туда на литургию нельзя, монастырь будет закрыт. По этой же причине я бы не рекомендовала ехать туда в воскресенье вообще.
По поводу ехать отдельная история. В первый раз (год назад) мы ехали от автовокзала на такси. С нас взяли 20 лир. А обратно нас подбросил до автобусной остановки курд на шикарном мерседесе. В этот раз мы решили заехать в монастырь, когда возвращались из деревни Дара. Мы попросили высадить нашего водителя (да, его мы поймали, когда возвращались из Дары, на дороге, которая исторически является Шелковым Путем), когда увидели указатель в сторону монастыря. Нам около трех км над было пройти пешком. Мы хотели по дороге глянуть еще на одну церквушку, которая стоит в придорожном селе Eski Kale (Старый Замок). Но так и не получилось, потому что нас решил подвезти какой-то добрый человек.
Это владения монастыря. Оливковые рощи. В лавочке продаются не иконы и крестики, а продукты, произведенные в монастыре. Мы купили у них органическое оливковое масло. Такого пряного и сильного масла я прежде не пробовала. И за литр 35 лир. Это скромная, но хорошая инвестиция в местное христианство :)
А это терраса, на которой можно подождать своей очереди на тур по монастырю. Тут же и ресторан.
А пока мы ждали, приехал один из монахов.
Очень милые ребята
Но пришла и моя очередь. К своей гордости, я попросила о фото на турецком языке.
А потом началась экскурсия. Нас было 4 человека, а экскурсия на турецком. Посещение монастыря стоит 6 лир. Очень скромно.
Монастырь был основан в 5 веке, но нынешние здания возведены совсем недавно, не больше ста лет назад.Правда, нам показывали помещение, сейчас это подвальное помещение, с которого все начиналось. Оно как раз осталось от первого здания.
Колодец, предсказуемо, баптистерий.
Это просто дворик, посетителей пускают только вот сюда, в остальные помещения (а всего комнат 365) вход запрещен.
Пока мы были предоставлены сами себе для фотографирования, из монастыря вышел епископ, сел в машину и куда-то уехал.
Ну а мы остались на террасе еще чуть-чуть, выпить знаменитого кофе по-сирийски по 5 лир (не самый дешевый кофе, но и не самый дорогой)
Еще мы прикупили пару кусочков мыла по 5 лир (это дороговато, но все же это мыло, сваренное местными жителями из натуральных ингредиентов) и пачку печенья.
А вот на выходе заметили вертеп. Было 28 февраля. Елка не убрана.
Возвращались мы снова автостопом. Какой-то мужчина взял нас, как раз когда отъезжал от монастыря и лихо прокатил нас по местным серпантинам. Мы вышли возле автостанции и пошли домой.
Вместо итога. Многие грамотеи блогеры рекомендуют приехать в Мардин и погулять по местным церквям. Забудьте. Погулять можно возле. Но и это уже не мало. Архитектура удивительна, как и сам город, но христианство не только в церквях живет. Нужно только открыть глаза и, уж простите мне мою пафосность, сердце.
Комментарии
Отправить комментарий