Крымская мемориальная церковь

Крымская мемориальная церковь принадлежит англиканской общине Стамбула (это одна из трех англиканских церквей гороода). Ее построили в память о погибших англичанах во время Крымской войны с 1858 по 1868. В 1978 году церковь закрыли из-за отсутствия прихожан. А в 1991 году снова открыли. Церковь активно принимает христианских беженцев из Пакистана, если повезет, можно на воскресной литургии услышать пение на урду. Иногда тут проходят музыкальные концерты, иногда благотворительные вечеринки.

Стиль церкви относится к неоготике, в Англии это течение называют викторианским возрождением готики (Gothic Revival architecture). В общий архитектурный хаос Стамбула вписывает идеально. Часть материала для постройки привозили с острова Бююкада, а частично камни везли с Мальты, поэтому строительство было немного затянуто этим процессом. С учетом городского ландшафта и высоты самой церкви, сфотографировать эту громадину нормально у меня ни разу не получилось. Стамбульская классика.



Вокруг церкви есть такой себе парк-огородик. Там, естественно, бегают кошки целыми прайдами. А еще есть пара уток, кто-то видел черепаху и даже кролик. Кролика запомните, он потом в неожиданном месте выскочит.

Церковь находится в двухстах метрах от станции метро Шишхане. То есть от Истикляля идти 3 минуты. Адрес: Serdar-ı Ekrem Cd. No:52

Деревянная перегородка, обведенная на фото голубым цветом, называется лекторий (на английском rood screen). Лекторий – возвышенная часть католической (а потом и англиканской по наследству) церкви, с которой читают Евангелие, где находится алтарь. В современных католических церквях их не ставят уже, а в англиканских осталась.


В 1999 году руководство Крымской мемориальной церкви пригласило шотландского художника Мунго Маккоша (Mungo McCosh) для росписи церкви, в том числе и этого лектория. Работа длилась 4 года. Платы за свою роспись Мунго не стал брать, потому что посчитал эту работу служением Богу.

Для изображения святых, ангелов и других персонажей из истории Церкви, художник в качестве натуры использовал своих знакомых, друзей этой парафии, просто интересных людей, которых ему хотелось нарисовать. Так же он смело обращается с образами и символами, включает в роспись не только стамбульский пейзаж, но и атрибуты стамбульской жизни. Давайте посмотрим подробнее на каждую фигуру.

Центральная панель лектория.

Мужчина справа в одежде характерной для пастухов Анатолии – это Иоанн Креститель. Как правило, одежда Иоанна Крестителя из грубой шерсти, совсем как у пастухов. Овечка на его руках символизирует Иисуса Христа, это популярный атрибут в западной иконографии.  Фигура перед Иоанном Крестителем – Архангел Михаил. Прототипом для Архангела Михаила стал дядя художника, который умер в 1918 году во Франции. Он одет в форму британских солдат, сражавшихся в битве при Галлиполи, чтобы почтить и их память. При этом из ружья у него торчит роза – символ Англии.

Слева находится изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. В руках у Иисуса круглый симит – как символ бесконечности. Перед Марией стоит Архангел Гавриил с лилией в руках. По бокам находятся серафимы. Их лица списаны с близких друзей художника.

За спинами у фигур видно двери Крымской мемориальной церкви как символ дверей в Рай.

Теперь посмотрим на панели справа от центральной сцены. 

Справа налево идут:

1. Пророк Илья (Элиягу) – никакой информации о том, с кого списан. Но образ сильный: синее пальто, красный шарф, какой-то циничный прищур, лоб красивый. Будем надеяться, что писатель какой-нибудь.

2. Архиепископ Церкви Уганды Джанани Джакилия Лувум (1922-1977) – важная фигура для африканского христианства в 20-м веке. Он признан святым в Англиканской церкви. В руках он держит пулю, которая стала причиной смерти. Несмотря то, что фотографии Лувума есть, художник писал его образ с одного из беженцев из Судана.

3. Томас Кранмер (1489-1556) – один из отцов реформации, возглавлял Англиканскую церковь с 1533 по 1555 годы. Потом был сожжен по повелению Марии Тюдор как отступник от католицизма. Огоньки на правой руке Кранмера – это напоминание о его смерти, а так же о том, что он сам сунул свою правую руку в костер, потому что подписывал ею сфальсифицированные отречения от протестантизма. Позировал для этого святого правительственный чиновник Великобритании. 

4. Мэри Самнер (1828-1921) – основательница всемирной англиканской организации Союз Матерей. Занималась своего рода эмансипацией и поддержкой женщин-матерей. В руках она держит младенца Константина, того, который потом превратит Византий в столицу. Да, сакральное время не линейно, что вы хотели. Позировала для этого изображения жена корреспондента ВВС.
За локтем Мэри можно заметить маленькую красную фигурку на крыше одного из зданий. Это дьявол, который по задуму художника вот-вот прыгнет в воды Золотого Рога, чтобы больше не причинять вред человечеству (тут мне хочется полезть посмотреть что думают англикане о роли дьявола в бедах человечества).

5. Святая Елена Константинопольская (250-330) – важная фигура для раннего христианства, признана равноапостольной, кроме того мать императора Константина I. В руках Елена держит макет англиканской часовни в Стамбуле, посвященной ей же. Образ был списан с жены бывшего директора департамента ислама и Южной Азии Аукциона Сотбис.

6. Святой Иоанн Златоуст (347-407) – выдающийся христианский богослов, был архиепископом на Константинопольской кафедре. Списан с нынешнего Вселенского патриарха Варфоломея I. Очень надеюсь, что вы узнали его.


7. Святой Андрей – последний в этом ряду. Андрей Первозванный обыгран здесь как рыбак, который промышляет на Босфоре со своим катером в руках. Что ж, кто знает где на самом деле ловил свою рыбу тот самый Андрей. Лицо этого Андрея принадлежит некому банкиру из Шотландии.


Теперь возьмемся за левую панель и пойдем слева направо:

1. Пророк Моисей. В подтверждение в руках он держит скрижали Завета, полученные на горе Синай. Позировал журналист, живший в Турции с 1989 года и писавший для таких изданий как The Daily Telegraph, The Times, The Economist, CNN и других.

2. Святая Хильда из Уитби (614—680). Чаще всего изображается с пастырским посохом и с монастырской церковью в руке. Но здесь в образе Св.Хильды жена художника Алиса, которая, приехав однажды в Стамбул, влюбилась в этот город и релишла остаться там. В резульате она прожила в Городе 10 лет. Некоторое время она была директором Ассоциации защиты природы в Стамбуле. Но когда у нее был диагностирован рак, она вернулась обратно в Англию, незадолго до смери в 2001 году Алиса приезжала в Стамбул.
В руках Алиса держит букет, покрытый насекомыми с Бююкады в память о том времени, когда она и ее муж жили на Бююкаде

3. Святой Кутберт Линдисфарнский (634-687). Держит в руках макет часовни Всех Святых, которая находится на Кадыкёе. В этой часовне тоже иногда проходят всякие мероприятия типа спектаклей и камерных концертов. Лицо Куберта было списано с еще одного друга церкви – Нэйла Чедвика, который возглавлял проект помощи беженцам в Стамбуле.

4. Святой Августин Кентерберийский (умер в 604). Св. Августин считается апостолом англичан. Образ списан с архиепископа Майкла Рамси (1904-1988). Известен тем, что в 60-х активно выступал за декриминализацию гомосексуальности в Великобритании. Ладно, Майкл Рамси много всего крутого делал, кроме этого, в том числе вел экуменическую деятельность с католиками. Может поэтому он передает свиток католическому папе?

5. Папа Григорий Великий (умер в 604). Облик списан с папы Иоанна XXIII (1881-1963). Этот папа в бытность свою викарием, служил в Стамбуле и был неплохим дипломатом между Ватиканом и Турцией. В результате его деятельности турки даже переименовали улицу, на которой он жил во время службы в его честь в 2000м году (Papa Roncalli Sokak, на доме, где он жил есть табличка).

6. Святой Альбан (209—305). Первый святой мученик Британских островов. Согласно описанию его мученичества, он переоделся в одежду священника, которого преследовали римские солдаты, таким образом, приняв казнь на себя и дав возможность избежать смерти священнику. Тут одет в красно-белый полосатый халат.

7. Апостол Фома. Тут изображен индусом, хотя им не был (но проповедовал христианство в Индии), видимо, это реверанс в адрес индийской общины Стамбула. На нем рабочий фартук, а в карманах блокнот и линейка. В руках Фома держит того самого кролика, о котором я говорила. Да, художник решил поместить изображение кролика, который прыгает (прыгал?) по саду церкви.

Деревеянные панели, ограждающие орган, расписаны Эрикой Бирд (Erica Beard), которая была прихожанкой Крымской церкви. Сейчас художница живет в Италии. Основной мотив этих изображений - Судный день. Самая центральная панель отображает стихи из Евангелия от Матвея 25:31-33:
"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую
."
Остальные мотивы вроде бы должны быть понятны и узнаваемы, не буду на них останавливаться.

Еще одна любопытная вещь в церкви - это кафедра, с которой читаются проповеди. Сама кафедра была сделана французским резчиком по мрамору. А вот колоны, на которых стоит кафедра, были привезены с острова Хейбелиада. Их нашли на месте руин старой византийской церкви и решили пустить в ход тут. 7 колон, на которых стоит кафедра символизируют 7 церквей Апокалипсиса из Евангелия от Иоанна 1:11, которые как раз все находятся в Малой Азии, на территории современной Турции:
"то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию."

На этом, пожалуй, я завершу свой рассказ. Но там еще есть на что смотреть: штандарты, сохранившиеся с Крымской войны, замечательные витражи, детали всяких там арок, сводов и т.д. Настоятельно рекомендую выделить в своей прогулке по Бейоглу время для Крымской мемориальной церкви.

Следить за моими более хаотичными, но и более регулярными записями можно в телеграме.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Дерево Моисея