Музей Садберк Ханым и прогулка по Сарыёру

 Далеко-далеко вверх по Босфору с европейской стороны есть милый район Сарыер. Там еще нет метро, и может именно поэтому он остается таким милым.

Если купить обычный билет от Эминоню до Сарыёра на паром, то выйдет такой основательный тур по Босфору.

Сам район особых достопримечательностей не имеет, но прогуляться там приятно. Довольно много интересных деревянных особняков (ялы), кое-где попадаются церквушки, опять же набережная хорошая.

Особняк недалеко от причала Сарыёр


Есть на Сарыере небольшой по турецким меркам частный музей (ну как минимум коллекция частная) имени Садберк Ханым. Среди бонусов музея – пустота. Он расположен все-таки черт знает где.

Музей находится в старом особняке у Босфора. Конечно, в таком случае принято писать, что стоит зайти в музей просто чтобы оценить архитектуру старинных особняков. И я, конечно же, тоже думаю, что это хороший бонус. Но и сам по себе музей очень классный.

Левое крыло музея посвящено истории от неолита до Византии. Правое – османскому периоду. В силу моих личных интересов, я залипла в крыле с неолитом часа на два, при том, что там экспонатов меньше, чем в османском, раза в два-три.

Дело в том, что на территории современной Турции находится несколько ранних (покуда самых ранних) стоянок и городов типа Чатал Хююка, Хаджылара, Чайоню и других. Это прям такие крутые штуки, которые раскопали почти все в середине 20 века, и офигели как неправильно понимали историю до этого. И начали заново писать, думать и интерпретировать. Соответственно, артефакты оттуда ну как бы чуть интереснее, чем чучело бобра в вашем районном краеведческом музее.

Самые главные экспонаты – женские фигуры периода позднего неолита-начала медного века.


На фото фигурка 6 тысячелетия до н.э. Это время между 10 000—5000 до н. э., время когда появляется Homo sapiens sapiens, то есть люди становятся людьми. Момент волшебный, поэтому тут важна каждая деталь: что именно позволило нам стать собою и дожить до этого чудесного времени, когда… ну вы сами знаете.

Период, которым датируют эту конкретную фигурку и многие (счет идет на сотни) другие подобные, отличается возникновением первых городов в Анатолии. Один из таких больших городов – Чатал Хююк, находящийся недалеко от Коньи. Его начали раскапывать только в 1960-е годы (пока что раскопано приблизительно 5% всего поселения), и в ходе раскопок стало понятно, что разницы между жизнью мужчин и женщин не было. Диета была одинаковая, хоронили всех одинаково, в доме время проводили поровну (это определяли при помощи анализа на наличие сажи на ребрах) и т.д. Прямо самое настоящее светлое феминистическое прошлое. И причин предполагать неравенство нет. Кроме обилия женских бодипозитивных фигурок. 

Первой реакцией на находки были два вывода:

1.   1.   существовал культ Богини-матери и это один из первых религиозных культов, которые практиковало человечество

2.   2.  общество было матриархатным

Потом все-таки передумали и высказались в духе «мы не знаем точно, что это за фигня, но это очень важно для всего человечества». Конечно, хотелось бы конкретики. Но так честнее и интереснее. В конце концов, эти фигурки могут значить, что женщинам поклонялись, а может значить, что такие пресс-папье были в моде.

Еще одна прекрасная обитательница музея Садберк Ханым – Kilia idol, датируемая серединой 3го тысячелетия до н.э.

 


Килия идол – это такой тип небольших по размеру фигурок из мрамора, родом из Анатолии, получившие свое название от места находки первой в своем роде фигурок – Килия на полуострове Гелиболу; так же используется название Stargazer – Звездочет – из-за причудливого наклона головы вверх.

 Считается, что всего таких фигурок нашли около 30 штук, из них только 15 целые. Чаще всего эти фигурки сломаны в районе шеи и археологи предполагают, что это могло быть ритуальное «убийство» фигурок. Самые ранние из них относят к концу 5го тысячелетия до нашей эры, а самые поздние - 2300-2200 гг. до н. э. Разбег в две тысячи лет очень большой для таких штуковин и их назначения, конечно же, никто назвать не может. Идолами зовем на всякий случай.

 Самая известная фигурка Звездочета – Guennol Stargazer – была продана за 14 471 000 $ (четырнадцать миллионов четыреста семьдесят одну тысячу долларов) на аукционе Кристис. Стартовая цена была 3 млн. Продажа сопровождалась международным скандалом, потому что фигурку вывезли контрабандой из городка Маниса в Турции. Министерства Культуры и Туризма Турции подало иск в Ньюйорский суд, но суд был проигран из-за бюрократических проволочек. И Звездочет остался жить в одной из галерей музея Метрополитен. Точное происхождение и датировка Guennol Stargazer не известны, потому что она ворованная. Но есть что-то вроде придания, что эта фигурка и еще одна были найдены двумя сельскими жительницами в 1991 году недалеко от Акхисара, и выменяны ими на тапочки, а там уже начинается история только для посвященных в тайны черной археологии. Другие Звездочеты так же хранятся по частным коллекциям в Америке и Европе.

 И только вот эта малышка была куплена на том же Кристис за 10 тыс. $ в 2010 году и привезена в Стамбул в музей Садберк Ханым. Как тут не сходить и не посмотреть на нее? 


Помимо этих фигуорк в музее хорошая коллекция других древностей эллинистического прериода, византйского.


Второе крыло музея с османскими артефактами будет интересно тем, кто любит керамику, там отличные подборки и информационные стенды, которые рассказывают об эволюции керамического икусстава, разных центрах этого ремесла и о моде на керамику.

Также есть этаж, посвященный одежде. Мне показался очень скучным, но может вы увлекаетесь историей костюмов.


Обычное время работы с 10.00 до 17.00, выходной по средам и религиозным праздникам. 

Входной билет 15 лир, студенческий – 3 лиры.


Винтовые лестницы в музее


Блог в телеграме: https://t.me/iki_chay

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Дерево Моисея