Айя Ирини - инструкция по применению

Я знаю, что многие люди, отправляясь в путешествие, стараются избегать так называемых туристических мест. Я уважаю эту позицию, но, черт возьми, это смешно. Места с маркером "must see" получают этот маркер не просто так. Это действительно места, которые нужно увидеть. В Стамбуле эти "must see" были "must see" еще до того, как дворец во Влахерны перебрался (шутка для византинистов, простите), чего уж вам выделываться.
Айя Ирини обязательная достопримечательность во всех (или почти всех) путеводителях. И я хотела попасть в нее еще до того, как она была открыта как музей. Когда мы приезжали в первый раз, здание функционировало только как концертное помещение. В день когда мы хотели туда зайти, а для этого нужно было притворится исследователем чего-нибудь, там была подготовка к концерту и нас не пустили. А в следующие разы что-то не получалось, не совпадало. Наслушавшись живых отзывов от туристов в самом Стамбуле, я решила, что пора нам с тезкой познакомится.
Для этого мы встали как обычно в 7 утра, позавтракали, и пошли к самому открытию. На пороге нас ждал котик. Хороший знак. Билет в Айя Ирини стоит 20 лир. Это дороговато. По европейским меркам вполне нормально, но для нас дороговато. И тем не менее, я знала, что оно того стоит.
Теперь нужно прояснить два момента: во-первых, лучше Иванова о византийском наследии Стамбула никто еще не написал (ищите книжку "В поисках Константинополя" С. Иванова). Так что я не буду стараться переплюнуть его.
Во-вторых, чаще всего люди захаживающие в Айя Ирини не читают Иванова и не знают ничего про тот интересный период в истории Города, чтобы суметь оценить этот храм. Самый частый отзыв, что мне встречался - это пожатие плечами и гримаса. Мол, смотреть там нечего. А прочти они 4 странички у Иванова, смогли бы взглянуть по-гомеровски и таки узреть.
Так вот, что самое удивительное в Айя Ирини? Это то, что этот храм образца иконоборческого периода. То есть тут нет икон ни в виде фресок, ни в виде мозаик. Храм строгий и аскетичный. Вот и выходит, что большинство людей возмущаются тем фактом, что с них сдирают деньги почти как за Софию, а корицу жалеют смотреть нечего. Давайте я попробую вас подружить с Айя Ирини.
Итак, вы наверняка знаете, что этот храм посвящен не святой по имени Ирина, а абстрактному понятию, как и Айя София, - Божественному Миру. Сами понимаете, храм строился в 4 веке, мода на античную философию (и язычество заодно) не отошла, поэтому появились вот такие уникальные вещи, как обожествление Мудрости и Мира.
Здесь проходили весьма кровавые арианские споры и Второй Вселенский собор. Во время восстания Ника Айя Ирини сгорела и была снова отстроена. А потом снова сгорела. Отстроена. Пострадала от землетрясения. Отстроена. Вот тут стоп. Последний раз ее отстроили после разрушения 740 года, а это у нас дикие годы иконоборчества. То есть храм оформлен согласно представлениям иконоборцев - партии, которая проиграла и больше не могла спонсировать такие большие проекты.
А проект таки большой - вот в этот золотой крест смысла и искусности вложено не меньше, чем во все убранство Айя Софии (на самом деле я эти вещи измерить не могу, так что это просто фигура речи). Этот крест вообще сложная штука - он же на куполе, видите? Поверхность вогнутая, а крест выглядит будто нарисован в 2Д. Вот что пишет Иванов о технике исполнения этого креста: "золотой фон создается мельчайшими пластинками золотой фольги, с обеих сторон переложенными стеклянными тессерами, которые, в свою очередь, защищены тонюсеньким слоем стекла. Иногда попадаются серебряные пластинки, призванные разнообразить золотое поле". Т.е. это уже не "просто крест", а "тот самый, иконоборческий крест", который противопоставлялся иконам.

Другие мозаики там тоже сохранились - геометрические узоры и аканфовые завитки. Не так уж и мало, просто нужно глаза раскрыть.
Айя Ирини очень массивная. Камень немножко давит на тебя, это хорошо можно почувствовать, если прийти, когда никого еще нет. И при всей тяжести камня - так много пространства и света. И что особо странно - купола не видно. Посмотрите, под куполом натянута сетка. Думаете, для акробатов?
 Вот уж нет уж, для голубиного помета. В храме живет большая стая голубей, которые летают постоянно туда-сюда и, как и все птицы, не сдерживают себя. Ни надписей не видно, ни формы купола толком не видно.

Снаружи еще остался фундамент от первой постройки. Этот фундамент уходит вниз на несколько метров, потому что городской слой поднялся, а Айя Ирини осталась стоять там, где ее поставили. Мощная и строгая. Без этой вашей мишуры.
Напоследок только наше селфи на стене Ирини. Не буду писать как добраться, потому что не могу представить себе человека, который сможет не найти в Стамбуле Айя Ирини. Почитайте чуток Иванова перед посещением, чтобы не говорить глупостей, что там нечего смотреть.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Фауна Стамбула: котики и не только