Килисе Джами

А вот это, внимание, настоящая находка. И я дорожу ею, будто я сама ее воздвигла. Знакомитесь, это поздневизантийская Церковь Святого Феодора в лучах закатного солнца Города. Мы нашли ее совсем случайно, когда решили прогуляться пешком от Эминоню до знаменитой Vefa Bozacisi (ну вы же знаете все про бозу и это место, да? Если нет, дайте знать, я напишу) выпить по стаканчику бозы. 

И вот мы зашли на книжный рынок, который возле ворот Капалы Чарши, прогулялись немножко там, а потом спустились чуть-чуть к Сулеймание, обошли ее вокруг, вышли на улицу Vefa и пошли по ней вверх. И бредем по небольшой грязной стамбульской улочке, пропускаем машины, обходим петухов, фотографируем развалюхи, пострадавшие от пожара (привет, Памук, город уже давно не деревянный, а горит постоянно), и вдруг я краем глаза вижу характерную кладку.
Проходим еще пару метров и я вижу, что и архитектура тоже весьма характерна. Подходим и видим табличку -  Molla Gürani camii. Ну точно, бывшая церковь. Где еще в Городе искать бывшие церкви, как не под табличкой "мечеть"?
И вот мы стали обходить со всех сторон, с каких могли обойти свою находку, стараясь подтвердить свою догадку. Но что тут подтверждать? Прикройте минарет ладошкой и привет, византийская церковь в духе Календерхане (которая, кстати, не более чем в километре от этой находится).

Искать информацию об этой постройке я начала уже по возвращению в Киев. Тут я узнала, что церковь считают посвященной Святому Феодору, но убедительных доводов в пользу этой версии нет. Вообще не очень ясно что было с этой церковью до захвата Константинополя. Кажется, что построена она то ли в конце 11 то ли в начале 12 века. Кажется, после четвертого крестового похода, крестоносцы использовали ее для своих религиозных нужд (обоже, как мало я знаю о крестовых походах, неужели у них были и такие нужды?).
После захвата Города помещение стало служить мечетью и называться в честь учителя Мехмеда II и первого муфтия Города - Молы Гюрани. Долгое время ее называли церковь-мечеть. И мечеть поблизости тоже так называется "церковь-мечеть Молы Гюрани". Порой сложно придумать что-то оригинальное.
Так вот, это здание находится на территории, которая имеет статус мирового наследия ЮНЕСКО. В 1833 году здание пострадало от пожара, в 1837 там нашли византийские мозаики, а в 1848 эти мозаики были повреждены. В 1937 оставшиеся мозаики снова очистили от штукатурки.
В 2010 администрация города объявила о своем намерении привести в порядок это здание. Ну а в 2014 в пустующее разваливающееся здание (никто же не стал выполнять обещаний) вселились какие-то бедные люди и переоборудовали здание в жилой дом. Они даже туалет себе там оборудовали и обложили его плиткой в комнате, которая предназначалась для священослужителей.
А это я стала на цыпочки подняла руки с фотоаппаратом так высоко, как могла и постаралась сфотографировать внутреннее убранство. Так я случайно захватила кусочек мозаики с южного купола. В правом верхнем углу.

Я все больше склоняюсь к мысли переселиться в Город, пускай даже без работы и денег. Поживу вот в таком антураже немного, я так свинячить не стану, я буду заботиться о своем доме.
Вот так цементом залили боковой ненужный им вход.
 Между прочим, под церковью находится две цистерны, и исследователи считают, что это говорит о том, что здесь был монастырь.
Сарайчик пристроили. До чего же хозяйственные люди. К сожалению, обойти здание вокруг у нас не получилось. Может в следующий раз.
Вот здесь есть фото интерьера, когда тут еще была мечеть. Там можно посмотреть фото мозаик, а я подожду, пока подвернется возможность попасть внутрь и увидеть самой что там осталось. Кстати, на этом же сайте пишут, что от это церкви есть подземный ход, который ведет до Айя Софии :) 
Такой вот случайный памятник равнодушию и невежеству мы нашли. Я знаю, что в Стамбул люди приезжают за Айя Софией, за Босфором, за свежими симитами, за Галатской башней и Йеребатаном. Эти места идеальны - чисто, ухожено, комфортно для туриста, важно для истории. Айя София возглавляет миллион рейтингов как чудо Света. Непревзойденная архитектура и важнейшее место в христианской истории.
Тем дороже такие места - неизученные, заброшенные и забытые. Если Айя София отсылает нас к расцвету Византии, то эта церквушка никуда не отсылает, она есть тут и сейчас, такая какой мы сделали. Не очень ясно чем она была до халифата, не очень понятно ее будущее. Просто старое здание, которое никто даже в хипстерскую кофейню не захотел превратить. 
Это графити напротив церкви. Очень удачное для этого места, как по мне.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Фауна Стамбула: котики и не только