Харран. Встань, беги к брату моему

И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана,
внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама,
сына своего, и вышел с ними из Ура халдейского,
чтобы идти в землю ханаанскую;
но, дойдя до Харрана, они остановились там (Быт.11:31)

Харран знаковый город для ТаНаХа. Отец Авраама умер в Харране, из Харрана Авраам выходит по повелению Б-га, Рахиль, жена Исаака была родом из Харрана, сюда бежал Иаков от Иссава. Кроме того, это был большой торговый центр, который стоял на пересечении путей (а какой город не стоял на пересечении путей и не был торговым и большим?). Неподалеку отсюда случилась знаменитая битва между крестоносцами и арабами, первая битва, которую выиграли арабы у крестоносцев. Ожидания, как понимаете, не могли ослабнуть даже после просмотра миллиона постов о том, что это просто вонючая деревня на окраине мира с развалинами.

Маленькое отступление. То утро мы начали в Урфе с прекрасного завтрака в заведении, которое специализируется на завтраках. И хоть это не по теме поста, я хочу рассказать о том завтраке. Это был из дорогих завтраков, по 15 лир с человека. Но, божежмой, что это был за завтрак! Как только мы сели за стол, к нам начали подносить миллион тарелочек с разной едой. Все тарелочки маленькие, на них сразу порция на двоих. Там были и жаренные картошка, баклажаны, перец и томаты, свежие овощи, оливки, солености, острые перцы, разные сыры, выпечка с соленым сыром, выпечка с фисташковой пастой и, кажется, еще что-то. А на десерт тарелочка со сливочным сыром и медом. Когда ты возьмешь по ложке всего, что принесли, то уже выпечку осилить сложно, а на тарелку сыра совсем смотреть больно, тем более, что это единственная тарелка, где еда выложена горкой и вся эта белоснежная горка залита прекрасным медом. Но сыр на столько прекрасен, что я попросила еще чаю и с удовольствием съела еще и сыр с медом. В разы вкуснее этого вашего творога. Ума не приложу, почему "наши" эмигранты всегда ищут творог.
Так вот мне открылось значение выражения "завтрак чемпионов" - завтрак, который может съесть только сильный и уверенный в себе человек, то есть чемпион. После такого завтрака поездка в Харран могла быть только успешной и только прекрасной. Спойлер - так и было.
Незаметно расстегнув верхние пуговицы на штанах, мы отправились на автовокзал на маршрутке. На вокзале спустились на нулевой этаж, увидели маршрутку на Харран и прыгнули в нее. Проезд до Харрана занял от 30 до 40 минут и обошелся в 6 лир с носа. Рядом с конечной остановкой маршрутки виднеются развалины старого города. 
Это ворота Алеппо. Название отображает их направление. До Сирии от Харрана 20 км. 
Вход на территорию свободный для всех. Это ли не повод привести сюда красивых животных, чтобы они красиво вот так стояли, травку щипали, а туристы умилялись "ой, лошадки".
Мы зашли в ворота, прошли лошадок и овечек и пошли по этой дороге, к флагу. Мотоциклист, едущий впереди, еще появится в моем рассказе, запомните его. Или не запоминайте.
Погодка, как видите, была пасмурной. Верблюды, приведенные сюда из Сирии, для развлечения туристов, уныло лежали и отказывались нам позировать. Зато за ними виднеется руины квадратного (!!!) минарета.
Но развалины мечети далеко, до них еще успеем дойти, а вот прям рядом с верблюдами харранский домик. Такие дома в Харране строят уже около 3 тысяч лет и их суть, конечно же, в том, чтобы сохранять прохладу внутри. Называются они домами-ульями и являются местной достопримечательностью.
Каждая "вершина" - это отдельная комната. Между комнатами нет дверей.
Этот дом служит чем-то вроде музея. В комнатах собран всякий хлам, на стенах развешаны какие-то амулеты, расставлена посуда, есть комната, представляющая собой спальню, есть комната, увешанная женской одеждой.
Все комнаты покрыты коврами, всюду можно ходить и смотреть. Этот дом держит местный житель по своей инициативе. Когда в Харран съезжалось много туристов, то он решил открыть такое пространство, где туристы смогут посетить что-то вроде краеведческого музея, так как больше тут сходить некуда.
Это крыша дома. Мне напомнило таджин. Наверно, у них похожая схема работы.
Во дворе дома можно выпить чаю. Думаю, что в последний раз туристы здесь пили чай пару лет назад. Не знаю исправили ли ситуацию наши два бардака чая. Мы сидели, пили чай, мерзли и смотрели на верблюдов. Бедные-бедные животные.
Допив чай, мы пошли в сторону крепости. По дороге крутили отчаянно головами, ища взглядом еще домики-ульи. Их было очень мало. Самих домов вообще мало в этой части города. Подошли к крепости и, сюрприз-сюрприз, она закрыта на неопределенный срок на реставрацию.
Пока мы стояли и тупили возле огороженной забором крепости, к нам подошел мотоциклист, помните, мы видели его, когда шли по дороге? Он сносно говорил на английском и сказал нам, что раньше работал гидом, сейчас тоже иногда подрабатывает, когда привозят каких-нибудь туристов, но чаще работает на сборке хлопка. Он предложил провести нас немножко по Харрану. Мы не стали отказываться.
Но дело в том, что в Харране не так уж много мест для просмотра. Так что наша прогулка была не долгой. И тем не менее, он отвел нас к домикам, в которых у местной власти есть план сделать гостиницу. Сейчас жители Харрана не хотят жить в таких домах. Как только у них появляется возможность, они переезжают в обычные кирпичные дома с телевизором, канализацией и кондиционером.
 Наш гид рассказал, что некоторое время назад сюда приехали беженцы из Сирии и поселились вот в этом конкретном доме. Но их очень смутило присутствие туристов, они то ли выгнали туристов, то ли ругались с ними, не ясно. Местная власть решила, что туристы им дороже беженцев и попросила освободить дома. Теперь тут хотят сделать гостиницу. Перегородку в доме сделали беженцы, видимо, им тоже кажется странным отсутствие какой бы то ни было приватности.
Оказалось, что в Харране два "культурных дома". Наш гид повел нас во второй. По пути мы познакомились с Айше (белая) и Абдулькаримом (корчит рожу прямо в объектив). Их тоже, как и других верблюдов, привели из Сирии на потеху туристам. Айше очень милая, ее хочется обнять за шею.
Ну вот, собственно, второй дом. Точно такой же, как и первый. Тот же антураж и артефакты. И чаем, конечно же, тоже поят.
Единственное, что отличалось от предыдущего дома - эта табличка на корейском языке. Наш гид объяснил нам, что несколько лет назад сюда приезжало очень много корейцев, по несколько автобусов в день. И так как они были основной целевой аудиторией, для них повесили вывеску. О чем эта вывеска, вам может рассказать ваш знакомый кореец.
По дороге к храму Сина проходили мимо кучи веток от хлопковых кустов. Я знаю, что сейчас ветки хлопка продаются в каждом цветочном магазине, но это совсем прекрасное чувство, когда кусочек ваты можно достать из кучи веток прям на улице. Не тоже самое, что и чистая аккуратная веточка из магазина.
И вот дорога к Большой мечети (плюс еще одна в список). Дальше сложно. С одной стороны, есть версия гида и вот этого блога про то, что на месте этих развалин раньше был храм Сина (надо думать, что и обсерватория тоже). По скольку выбить из харранцев приверженность звездам было сложно, храм Сина разрушили, и на его месте построили чудесную мечеть 104х107 метра.
А с другой стороны, есть версия археологов, которые говорят, что мечеть была построена в середине 8 века, а храм Сина был разрушен в 11. Первая версия красивая (не для сабеян, конечно), а вторая имеет под собой основания. Но действительно помогла бы в этом вопросе работа Тамары Грин The City of the Moon God: Religious Traditions of Harran. Но б/у версия на амазоне стоит 100 долларов, так что на время для меня останется загадкой где был храм Сина. Если хотите сделать мне подарок - эта книга отличный вариант.
В любом случае, культ Сина здесь был очень длительное время. Даже в то время, когда в 40 км от города находился такой сильный христианский центр, как Урха, тут не было общины, кроме пары монахов. Впрочем, прелата Харрана, Варсиса, выбрали епископом Урхи, что как бы говорит о серьезном уровне подготовки местного духовенства. Он, конечно, тут же и смотался подальше от нудных ученых язычников и изнуряющей жары.

Вроде бы как это была первая мечеть в анатолийском регионе. Рядом же с мечетью стоял университет, где делались переводы трудов по астрономии, философии, естественным наукам и медицине с греческого на сирийский, а потом на арабский.
Университет и мечеть тоже закрыты для посещения. Ну как закрыты, если ты коза и можешь пролезть под сеткой, то не так уж и закрыты.
Эта пасмурная погода в Харране не исключение. Регулярно, раз в год, у них бывает вот так хмуро и капает дождик. Нам повезло попасть в тот самый день, когда у них была зима.
Когда уже все небылицы были рассказаны, а все камни показаны, наш гид стал с нами прощаться. Он сказал, что мы можем его отблагодарить, если нам понравилась экскурсия. У меня в кармане как раз было 10 лир, которые я ему вручила.
После этого мы прогулялись по базару, посмотрели на людей, купили печенья всякого и вернулись в Урфу за те же деньги.
Козочки для красоты.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Фауна Стамбула: котики и не только