Прогулка по Эдирне: ишкембе, синагога и еще пару приключений

Нагулявшись по дому Бахауллы и мечети Селимие, мы решили чуть-чуть подкрепиться, так что мы отправились искать подходящую забегаловку. И вот шли мы и заметили некрасивый временны забор из железных листов прямо в центре города. Я подпрыгнула и увидела, что там ведутся какие-то раскопки. Задрала руки так высоко как могла, стала на цыпочки и сфотографировала внутренний двор. Оказалось, действительно раскопки в центре города. Подождем еще пару лет и прогуляемся.

Ну и мы пошли дальше. К сожалению, фотосвидетельств того, что произошло не сохранилось. Мы сели в первое встретившееся заведение. РХ решил, что будет обедать супом, а я вдруг откзалась от обеда (видимо, это исправная работа ангела-хранителя). Я сказала, что все время есть чечевичный суп скучно и что РХ стоит попробовать что-нибудь другое. И он ткнул пальцем  в суп белого цвета. Знатоки турецкой кухни уже поняли о чем речь :) РХ принесли суп ишкембе. Он взял ложку и попробовал. Сказал, что на вкус интересно. Потом сказал, что очень жирно и сытно. Потом сказал, что странно, но все же интересно. Ну а еще через некоторое время он признался, что на вкус суп очень жуткий и повторять этот опыт он не хочет. Хотя тирит ел и нахваливал. Какое-то время мне казалось, что эпитеты "жирно", "странно", "сытно" - это похвала. Ан нет. Оказывается и моего мужа есть какие-то рамки. Путешествия могут раскрыть даже давно знакомого человека.

Подкрепившись супом, отправляемся дальше.
Бредем в Синагогу, лениво заглядываем во дворики и случайно находим здание каравансарая Рустемпаша (1554 г.), которое сейчас переделано в отель. Внутри там даже симпатичный дворик есть для гостей. Стоило бы остановиться тут в следующий раз.


Это  начало пешеходной зоны. Пешеходная зона не как в Стамбуле Истикляль, а скорее как улица Кобылянской в Черновцах, если вы понимаете о чем я. Улица называется Сарачлар, на нее легко выйти от той же мечети Селимие или от Хюриет мейдана.
 У турок на каждом углу есть такие вот памятники ремесленникам разным. Особой художественной ценности вроде бы нет, но зато город всегда помнит о ежедневных подвигах простых людей.
Мы пробежались по пешеходной улице и начали сворачивать согласно карте в нужную сторону. Своим растерянным видом мы привлекли внимание какого-то мужчины и он решил, что нам нужно посмотреть на синагогу. Очень удачно совпало, мы ведь как раз ее искали. Эта синагога первая и до сих пор единственная синагога в Турции, которую мы посетили (за двумя стамбульскими исключениями, но они уж слишком исключения). Турецкие синагоги прячутся за высокими заборами с колючей проволокой и только наметанный на синагоги глаз и гугл-карта может распознать в городском теле синагогу. Эта же вот - стоит открытая для всех.

Она была реконструирована совсем недавно, в 2015 году. Её построили в 1492 году, через 20 лет после появления евреев в Адрианополе. Как и в остальной Турции, здесь преимущественно жили евреи-сефарды.
Я в местном книжном магазине купила книжку про эту синагогу, она преимущественно состоит из документов, связанных с еврейской общиной города и фотографий синагоги до реконструкции. Так вот, реконструкция феноменальная. Синагога большая и однозначно стоит туда сходить.
 По дороге назад к центру рассматриваем старые домики.

 Мне немножко напомнило Грузию или еще что-то такое южное и теплое.

 Хотя вот на Принцевых островах тоже похожие особняки. Именно не османские деревянные ялы, а какие-то другие. Чуть европейские по настроению они.

По дороге зашли в итальянскую церковь. Такое название было на карте. Мы зашли, дернули дверь, было закрыто. Так что мы просто обошли вокруг и сделали пару кадров. Особой ценности в них нет, так что я не стала их выкладывать сюда. Но тут к нам подбежал какой-то мужчина и начал кричать "ноу фото, ноу фото". Мы сказали, что больше фото делать не станем и пошли себе дальше. Эдирне удивительный город. Обычно католики очень гостеприимны в Турции, а евреи очень закрыты, а тут вот так вот.
 На Буюкаде тоже есть католический костел с такой эмблемой. Что за орден я не знаю, совсем не разбираюсь в католицизме. Но выглядит интересно.
Ну а потом случилась еще одна история с нами. Почувствовали мы, что давненько ничего не жевали (я ведь даже от супа отказалась). Завернули в какое-то неприглядное заведение, где продавались potato ekmek - картофельный хлеб. Я так себе представила, что это такие лепешки, в тесто которых вмешан отварной картофель. Так что я ожидала румяных булочек с легким тестом. Мы заказали. Бабушка, которая была в этом магазине сказала нам сесть за стол и спросила нужно ли добавить майонез и кетчуп. Мы, как порядочные гастро-снобы, отказались наотрез. Она переспросила. Мы подтвердили отказ. Она ушла озадаченная. Мы тоже немножко озадачились. Потом она вышла и спросила будем ли мы хотя бы айран. Мы люди слабовольные, уговаривать нас долго не надо, а на айран так и подавно. Несите свой айран, говорим ей. Через минуту она выносит нам вот это: булка, а в ней картошка фри. Честно слово, если б я знала, что это они называют картофельным хлебом, то от кетчупа не отказалась бы. Бабушка вынесла на тарелке нам еще чуть-чуть картошки фри (из жалости, видимо) и мы сидели и как два самых голодных туриста в мире трескали хлеб с картошкой. Фантастический опыт. Мы смеялись так, что сожгли все лишние калории от этого недоразумения.
Для справки: знание грамматики тоже могло бы помочь мне избежать этой ошибки.
 Набравшись сил от прекрасного сандвича мы двинулись дальше.
Дошли до так называемой Македонской башни и прилегающему к ней римскому некрополю. Потоптались чуть чуть.
 Это место было за городскими стенами. Сейчас это центр города, вокруг тесным кольцом стоят жилые дома и офисы.
  Времени у нас оставалось не много, так что заходить в другие мечети мы не стали. Но эти минареты от мечети Юч Шерефели (переводиться как "3 балкона") нам очень понравились. Да, потому что похожи на леденцы.

 Все четыре минарета разные, так что вид у мечети очень веселый
 Так вот выглядит боковая стена мечети
 А это купол во дворе мечети
Это базар Селимие. Длинная такая кишка, набитая сувенирной продукцией, текстилем и пряжей.
В Эдирне проводятся соревнования по какой-то борьбе. Вот даже памятник борцам поставили.
 Это листок календаря, напечатанного в Эдирне в 1908 году. Нам сказали, что тут используется 8 языков, я сама посчитать никак не могу. Совершенно ясно, что языков тут больше, чем турецкий (кстати, это же было время когда на глаз турецкий от арабского или персидского не отличишь, до перехода на латиницу). Тут использовались языки общин, которые жили в Эдирне. Этот календарик висит под стеклом в местной кофейне как напоминание от славных временах, когда все жили вместе в любви та злагоді. Это, конечно, опасное отношение к прошлому. Не всегда все было хорошо, но эта симфония языков на маленьком кусочке бумаги вызывает во мне зависть. Мне тоже хочется запросто владеть восемью языками и жить рядом с представителями разных народов и религий.

Павлин, сидящий на стене, провожал нас обратно в Стамбул. Как и в других местах, автовокзал Эдирне находится чуть за городом. Компании перевозок обеспечивают трансфер для пассажиров. За 40 минут до нашего автобуса мы пришли на нужную остановку ждать наш долмуш на автовокзал. Мы зашли в ближайший киоск автобусной компании и уточнили откуда отправляется долмуш. Нам сказали, что долмуш будет здесь и сейчас, ждите. Через 10 минут мы начали нервничать, а у РХ вообще испарина выступила и я чувствовала как он борется с желанием потратить все деньги на вертолет, чтобы немедленно оказаться на автовокзале. Еще через 10 минут начала нервничать и я. А еще через 10 минут приехал наш долмуш. Мы поскорее заскочили в него, чтобы тут же мчаться к нашему автобусу, но водитель вышел покурить, выпить чаю, а заодно и поругаться с другими водителями. Я решила, что может нас там ждет автобус, может время отправления перенесли, а может еще что-то есть, чего я не знаю. Мы отправились тогда, когда должен был отправляться наш автобус с автовокзала и я решила, что вероятно это и есть наш транспорт и на нем мы едем до самого Стамбула. Но нет, наш водитель по дороге ругался еще с кем-то, куда-то звонил и вообще очень суетно себя вел. В итоге нас довезли до соседнего городка и всадили в какой-то другой автобус, потому что свой мы все-таки пропустили.
Мы не добрались до важного исторического района Karaağaç, где в том числе находится болгарская церковь Св. Стефана, исторический музей, пешеходная улочка, железнодорожная историческая станция, старый университет, старые мосты и старые особняки. В следующий раз обязательно проведем какое-то время в этом районе, основательней изучим мечети и увезем с собой больше сладостей.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Фауна Стамбула: котики и не только