Как мы съездили не в свое паломничество в Адрианополь

Три часа езды от Стамбула, полчаса до Болгарии и меньше 20 минут до Греции. Вроде бы Турция, но почти уже Европа. Не просто географическая, а по духу, архитектуре и истории - прям настоящая старушка Европа. Это же фактически самый центр той самой исторической Фракии, так что неудивительно, что все кажется таким необъяснимо европейским.
У Эдирне длинная история, он был основан во ІІ веке н.э. римским императором Адрианом (отсюда и старое название - Адрианополь), но до этого тут было фракийское поселение с пока не определенной датировкой. Тут происходили важные битвы, в том числе и с участием крестоносцев. А в 14 веке город захватили османы и сделали своей столицей вплоть до падения Константинополя.
Эти женщины не имеют отношения к Бахаулле или истории Эдирне, обычные турецкие дамы за утренним кофе в центре города

Идея поехать в Эдирне возникла во время разговора с нашими знакомыми из киевской общины веры бахаи. Они рассказывали о том, что в их религии паломничество играет большую роль и что ездить в паломничество очень важно для их религиозной практики. Дело в том, что основатель их религии, Бахаулла, провел в ссылке значительную часть своей жизни. В ссылке он написал много важных текстов и сформировал вероучение. Он провел в ссылке больше 20 лет, при этом правительство Османской империи постоянно перемещало его все дальше и дальше от родного Багдада. Да, ссылкой занималась Османская империя, хотя претензии к Бахаулле были у Персии. Но это восток, человека из знатного рода сложно было так запросто вышвырнуть из страны.

Поэтому его просто выдворили в соседнюю страну. Его скитание началось с Константинополя. Там он прожил со своей семьей и последователями в качестве гостя Османской империи, с ним хорошо обращались и не относились как к заключенному, а через несколько месяцев его переместили в Адрианополь, который сейчас называется Эдирне. В Адрианополе Бахаулла провел 5 лет. Он сменил три дома в этом городе. Один из них сейчас стоит в идеальном состоянии в центре Эдирне, туда и отправляются паломники. Посетить этот дом посторонним нельзя, для этого нужно быть либо членом веры бахаи, либо, как мы - получить особую рекомендацию от местного совета бахаи. Нигде упоминания о том, что в Эдирне есть такая достопримечательность нет. Даже англоязычная википедия молчит.
Ну вот собственно такая закрытость и стала причиной нашего путешествия в Эдирне. Нам предложили посмотреть то, что другим не показывают - с одной стороны важная религиозная достопримечательность, а с другой - совершенно недоступная для других туристов.
Этот белый дом и есть дом Бахауллы. Улочка очень узкая, так что сфотографировать его полностью сложно. Прямо напротив находиться местное управление, офис. Паломники начинают свое движение ближе к лету, так что мы были одни там. Нас встретила семья, которая присматривает за домом сейчас и руководит делами офиса. Мы отдали им свое приглашение, заполнили анкету посетителей (кстати, с нас отказались брать пожертвование, так что посещение бесплатное), выпили чаю и пошли смотреть на дом.
Это парадный балкончик, а мужчина - это наш провожатый, один из смотрителей. Чтобы войти в дом, нужно зайти с другой улицы.
Это внутренний двор дома. Внутри фотографировать нельзя. Мы посидели некоторое время, пообщались на первом этаже, смотритель рассказал нам историю Бахауллы (мы ее слышали десятый или пятнадцатый раз, но каждый раз от разных людей, а это практически разные истории) и через некоторое время мы отправились гулять по дому. Весь он украшен каллиграфиями, фотографиями, текстами и прочими памятными вещами. Убранство дома восстановлено максимально точно. Это мог бы быть полноценный музей той эпохи, но это место для молитв и мыслей о хорошем.
 А через пару улиц находится двор, в котором стоял еще один дом, в котором жил Бахаулла. Туда нас тоже отвели. Вот такой неприметный вход.
 Дом, как я написала, стоял. Теперь уже не стоит. Но община все равно приняла решение выкупить это место. Так что тут просто фундамент и сад.
 Бахайские сады в Хайфе широко известны, настолько, что даже получили статус наследия ЮНЕСКО, а этот сад совсем другой - очень домашний и камерный.
 Кстати, дом стоял на месте бань, и вот эта забавная штука относится как раз к баням, а не к бахаям. Наш проводник сказал нам, что никто не знает для чего нужна была эта штука. Мы проверять не стали, поверили на слово. Но я вот помню, что видела такой формы тарелочки для оливок :)
 Тут еще зима, почти ничего не цветет, но все равно очень мило. Третий дом тоже не сохранился, на его месте сейчас какая-то то ли детская площадка, то ли сквер. Но точно выкупить ту территорию у верующих не получилось.
Мы немножко пообщались на счет отношений с государством и бахаи. Смотритель очень туманно высказался на счет того, что все отлично и люди очень толерантные и приветливые в Турции. Но, конечно, на самом деле проблем у бахаи в Турции не меньше, чем у других меньшинств, а в некоторых аспектах и больше.
Единственное, что осталось от дома - вот эти входные ступени к крыльцу. Торжественно забравшись на них и осмотрев еще раз место, где стоял дом, мы распрощались со смотрителем (ага, я забыла напрочь как его звали). Он нам сказал куда еще стоит сходить в Эдирне и даже нарисовал карту как добраться до синагоги.
 Мы решили сперва зайти в мечеть Селимие авторства прекрасного Синана. Мечеть построена в 16 веке и из всего что я видела авторства Синана - самая восхитительная!

Я уже говорила как-то, что вся османская архитектура напоминает попытки превзойти Софию и эти попытки всегда неудачны. Кажется, что эта мечеть не пытается повторить Софию, но отчетливо ее напоминает своими масштабами и легкостью. Мечеть получила статус наследия ЮНЕСКО и считается самым гармоничным комплексом в Турции.
Мечеть находится в центре цельного комплекса из библиотеки, больницы, бань, медресе (богословской школы), торговых рядов и других возможных функциональных помещений. Мы прогулялись только по мечети.
Каждый купол имеет уникальную роспись и каждая гипнотизирует до адской боли в шее.
Бахаулла ходил в эту мечеть. Он считал себя (а теперь его последователи считают его) продолжателем мусульманской традиции. Поэтому он не видел ничего плохого в посещении мечети. Здесь он общался с местными интеллектуалами, рассказывал о своих взглядах. До тех пор, пока его влияние не начало расти и тогда ему запретили приходить сюда.
Мы вышли из мечети и перешли дорогу. Увидели вывеску с курабье и решили зайти попробовать местного курабье. Тут нам дали попробовать все виды их курабье и мы решили взять с собой коробочку deva-i-misk. Это не в полном смысле печенье (каким является курабье по своей родовой принадлежности), это больше напоминает суфле или зефир (в основе тоже яичный белок), но с пряностями (в состав входит 41 пряность!). Нежная пряная тающая штуковина, которая стала известна со времен Мехмеда ІІ. Родина этой халвы как раз Эдирне, так что чаще всего найти ее можно в Эдирне. Совершенно непонятно почему мы взяли только одну коробку, потому что и марципан (badem ezmesi фактически является марципаном, хотя отличие есть и не в пользу марципана, который продается в наших магазинах), и фисташковое курабье и даже обычное курабье достойно отдельного поста. И совершенно точно все они достойны места в вашей сумке. Наверняка, дочери Бахауллы баловали себя курабье.
С нами там приключилась забавная история. Мы зашли и начали на своем скудном турецком пытаться что-то заказать. В нас распознали иностранцев и спросили откуда мы. Мы признались, что из Украины и нам сказали, что у них есть сотрудник, который может с нами поговорить. Вышел из подсобки парень и сказал, что говорит по-болгарски. А раз болгарский немного похож на русский, а украинский тоже похож на что-нибудь из этого, то очевидно, мы договоримся. Кстати, все-таки на турецком было легче. Выйдя из магазина мы решили сфотографировать вывеску, хозяин оценил наше рвение к рекламированию его и решил попозировать для нас вместе с продавцом. Нет, это не болгарин :)
Мы обошли мечеть, натолкнулись на уличные кафешки и сели выпить кофе с баклавой. Две порции кофе и два куска отменной баклавы обошлись в 5 лир. Как же я люблю выбираться в провинцию! На фото Руслан сидит и думает чем бы нам еще заняться. Дело в том, что мы не планировали ничего особенного, мы ведь не знали когда закончим наш тур по дому Бахауллы, поэтому маршрут себе не подбирали. У нас была рекомендация посмотреть синагогу и мечеть. Но в городе есть еще церкви и другие интересные места. Мы решили, что сильно далеко от центра уходить не будем, посмотрим только то, что поблизости. Но об этом в следующий раз.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Фауна Стамбула: котики и не только