Армяне-протестанты в Стамбуле. Часть 1.
Однажды в поиске
достопримечательностей, я начала гуглить все существующие и существовавшие
церкви Стамбула и пытаться прогуляться по ним. Не помню, чтобы я сделала
какие-то важные архитектурные открытия таким образом, но кое-какие интересные
наблюдения собрала. Например, помимо протестантских миссий при разных
консульствах, в городе существует армянский протестантский приход. Церковь
оказалась большой и даже гостеприимной, что для тамошних армянских церквей
редкость. Там, как и положено в любой протестантской церкви, раздают переводы
Нового Завета и другую литературу. По двору бегают дети, а местные приглашают
зайти посмотреть и пообщаться.
Армянская протестантская церковь в Стамбуле, район Кумкапы |
Я призадумалась
откуда и когда взялись в Стамбуле армяне-протестанты. И довольно скоро в одной
стамбульской библиотеке я наткнулась на монографию авторства Хами Инан Гюмюш об
американских миссионерах в Османской империи (1820-1898). Я сделала для себя
конспект и решила, что стоит выложить его в общий доступ.
Итак, эта история
началась в Америке, в 20-х годах 19 века. Когда-то давным-давно, когда Америка кишела
фундаменталистами и радикалами и белые мужчины считали себя венцом творения, а
всех, кто отличался от них, пытались всячески образовать или хотя бы обратить в
свою веру, вот тогда и началась эта история.
В 1810 году, в
Массачусетсе, Вильям колледже, который, как и все колледжи тогда, был, протестантским,
несколько юных и рьяных христиан постановили, что пора нести свет
протестантизма на Восток, на тот который поближе, а потом и дальше вдоль
меридиан и параллелей по всему земному шару. Относились эти юноши к движению Новой
Теологии (New Divinity), которая возникла в результате так называемого Великого пробуждения – обновленческого
движения в церквях, развивавших идеи Кальвина. Миссионерство стало одним из
трендов обновленной теологии.
Итак, в 1810 году студенты колледжа подняли вопрос об активной миссионерской позиции, и в том же году была основана организация American Board of Commissioners for
Foreign Missions. Эта организация
стала самой большой и влиятельной среди американских миссионеров из пресвитерианских,
конгрегационалистских и немецких реформированных церквей (то есть оооочень
большая и серьезная организация).
Миссия на Ближний
Восток и в частности, в Османскую Империю, была миссией на «библейские земли». Логика
простая и в некотором смысле изящная: Откровение было дано в определенной
географической плоскости, к сожалению, эта плоскость не смогла удержать себя в
рамках того самого Откровения и скатилось то ли обратно к иудаизму, то ли в
ислам. А значит надо всех заблудших вернуть в христианство. Да, амбициозно, как
и положено молодым религиям.
American Board of Commissioners for Foreign Missions в конце концов расползлась по всему миру, основала
свои миссии в самых укромных уголках Земли, а ее миссионеры написали уйму
интересных книжек. Но я понаблюдаю только за теми, кто приехал в Османскую
империю и остановился в Стамбуле.
Итак, в 1820 году
первые миссионеры прибыли в Измир. Они начали учить местные языки и изучать
обычаи. В течение десятилетия они расползались по всей Османской империи (в
основном в сторону Сирии и Ливана) в поисках своей аудитории. Но с первых же
лет миссии было ясно, что ни евреи, ни мусульмане не были заинтересованы в
смене религии. Автор монографии иронично пишет на счет мусульман:
«Muslims
seemed to be quite satisfied with their religion and the privileges that came
with it».
В целом в
Османской империи было 4 миссионерских направления:
- Сирия, центр Бейрут, язык арабский
- Центральная Турция, центр Антеп, язык турецкий
- Восточная Турция, центр Харпут, язык армянский
- Восточная Турция (включая Трабзон), языки греческий, армянский, турецкий и болгарский.
Целевыми группами
были евреи, греки, турки, сирийцы и армяне. Но ко второй половине 19 века все
направления, кроме армянского, исчерпали себя. Так к 1860-м миссия полностью
сконцентрировалась на армянском направлении.
В 1829 году были
посланы первые два миссионера в Стамбул, и к 1831 году там дело начало
двигаться благодаря интересам влиятельных торговцев. Я знаю, вы можете спросить,
зачем бы важным армянским людям в Стамбуле продвигать протестантизм? И тут все
как по учебнику: миссионеры начинают с образования, строят школы и лицеи, в том
числе для девочек. Ну а население с более высоким уровнем грамотности начинает
занимать более выгодное положение, особенно в том случае, если живут эти люди в
среде, где остальные в школах учат Коран наизусть (здорово эта ситуация описана
в книжке «Бескрылые птицы» Луи де Берньера). То есть христиане и так немного
круче, потому что в школе их учат писать и считать, а тут не просто
писать-считать, но еще и в духе последних западных тенденций! Что тут думать,
надо брать. Ну вот армяне, как продвинутые торговцы и взяли. Так что уже в 1834
году в Бебеке была открыта первая школа, но первые обращенные были за год до
открытия школы. Из Стамбула миссии начали разворачиваться в сторону Бурсы,
Трабзона, Измита и даже Антепа (тогда он не был Газиантепом, и имел
преимущественно армянское население).
1840-1850 годы
американские миссионеры назвали армянской реформацией. В близлежащих от
Стамбула городах открывались новые миссии, влияние протестантов росло, они
делали свои переводы Библии и активно привлекали новых людей. Так что вскоре патриарх
Армянской Апостольской Церкви начал преследования.
Вывеска на церкви с заглавной фотографии |
Но это уже совсем
другая история.
Комментарии
Отправить комментарий