Церковь Святых Петра и Павла в Бейоглу

Католическое наследие Стамбула не ограничевается церковью Антония Падуанского на Истикляле. Сегодня функционирует по крайней мере пять католический храмов, и все они расположены в Бейоглу. Антоний Падуансктй несомненно прекрасен, но где-то чуть ближе к Золотому рогу есть церковь, чья архитектура заставляет меня немножко глупо улыбаться. Да, я считаю, что (нео)барочные церкви флиртуют со мной. Да, мимо Андреевской в Киеве тоже хожу с придыханием и подмигываю ей постоянно. Красивые же!
Если встать спиной к Галатской башне и лицом в сторону галатского моста, пройти по кривой (других город не держит) Galata Kulesi Sokak мимо известного джаз клуба Nardis, мимо ресторана Nola, внутренние стены которого частично представляют из себя стены фортификационных сооружений старой генуезской республики, чуть спуститься вниз по той же улице мимо гузинского ресторана Galata House, в здании которого раньше распологалась британская тюрьма, то справа вы увидите невзрачную дверь. Вот эту:
Это дверь в удивительный мир сказок и гномов одну из самых старых католических церковей Стамбула, которая принадлежит доминиканскому монашескому ордену и посвящена Святым Петру и Павлу. Мимо этой церкви очень легко пройти не заметив ее. Во-первых, она чаще всего закрыта. А во-вторых, за забором не видно никаких опознавательных знаков, которые говорили бы о том, что тут есть что-то любопытное.
Между тем, любопытного тут хватает. Ну например, если начинать рассказывать историю этой церкви с самого начала, то прийдется переместиться в год падения Константинополя и под самые Эдирне Капы (интрига-интрига). Но как-то это далеко и давно. Лучше оставить это для другого рассказа. Мы начнем с 1535 года, когда в доме, которым владел венецианский аристократ Анжело Закария, начали собираться доминиканские монахи, оставшиеся без монастыря и без церкви после того, как их предыдущий приют (интрига-интрига) превратили в мечеть.
Через некоторое время Закария отдал дом в пользование монахам, и уже в 1603 году там была построена маленькая часовенка. Часовня сгорела в 1660. Потом, как это обычно бывало в городе, построили новую, которая тоже сгорела, уже в 1731 году. На этом доминиканцы решили остановиться и в 1841 году на месте старой и маленькой построили большую и каменную церковь в необарочном стиле. Архитекторами пригласили братьев Фозатти, которые в 1847-49 занимались реконструкцией Айя Софии. Своего рода звезды.
Кажется, эта дверь в прошлой жизни была хорошей дверью, раз в этой ей досталась честь прикрывать от зевак такую историю и архитектуру.
Дворик маленький и узенький. Вымощен разными надгробиями.

Есть даже греческие, оставшиеся тут со времен греческого селения Сике (еще до генуезской республики).

Некоторые из надгробий были перенесены из кладбища при церкви османского прериода, другие принадлежат мальтийским масонам, которые приехали в Стамбул строить Крымскую церковь и здание Британского посольства в 19 веке. Хорошая подборка.



Церковь представляет из себя самую обычную базикику с нефами. Но за счет всей этой необарочности, выглядит очень нарядно и кажется в разы больше, чем есть на самом деле. Да, банеры немножко портят вид, но не смертельно. Мне кажется, что из-за этих симметричных коринфских колон, арок и светильников есть чувство, будто в зале стоит зеркало, удлинняющее зал.
 Справа от входа стоит баптистерий в форме кивория. Я прочитала так в книжке, знайте теперь и вы как эта форма называется.
 Кроме центрального алтаря есть еще два алтаря по бокам. Я по какой-то причине сфотографировала только алтарь справа. Маленький и скромненький.
 Рядом с этим алтарем находится икона Одигитрии. История у нее любоптыная и неясная пока что мне (специфика местности). Википедия, усиленно ссылаясь на немецкого византиниста Мюллера-Виннера, говорит, что икону привезли из крымской Каффы, где она хранилась у католиков же.
 Семейный подряд Фрили (отец и сын) в своей книге Galata, Pera, Beyogly: A Biography игнорируют историю про Каффу, рассказывают только предание о самой иконе. После классической истории про создание иконы апостолом Лукой, Фрили упоминают историю о том, что греки свою икону после падения Константинополя утратили из виду, а позже оказалось, что она все время была у католиков (которые одновременно пили кровь православных младенцев, видимо). Икона страдала неоднократно от пожаров и теперь почти полностью покрыта серебряным окладом. От оригинального произведения осталисть только руки и голова Марии.
 Подходим ближе к центральному алтарю. Как я понимаю, впереди стоит престол, которым пользуются сейчас. А вот за ним стоит оригинальный престол, сделанный итальянским скульптором в 19 веке в форме римского саркофага. Перед ним стоит маленький купол на шести мраморных колонах с двумя ангелами по бокам. Ангел с мечом символизирует Справедливость и Старый завет, а с крестом - Любовь и Новый завет.
Статуи, которые стоят по бокам алтаря выполнены практически в человеческий рост. Статуя с кретом в руках символизирует Веру, а та, что со свитком заповедей - Справедливость (много справедливости не бывает).
На стенах висят портреты пап доминиканцев. Всех я не захватила, только двое вместились. Которые из них тоже уже не совсем понятно.
Теперь моя любимая часть - синий купол. В диаметре он занимает восемь метров. И украшен золотыми звездами. Я не буду расписывать всю прелесть, просто закиньте голову, все поймете. Он прекрасен и наивен. Как и надо.
Под куполом изображена Дева Мария Розария (католический титул) вместе со Святым Домиником и Катериной Сиенской.
 За алтарем прячестся большое полотно доминиканского художника Серафино Гудотти, на котором изображается встреча Петра и Павла (1847 год). Ну собственно, главная же тема церкви.
Эта алтарная стена вплотную примыкает к руинам генуезских городских стен.
Это просто трогательная хозяйственная сцена в церкви. Работники протирают изображения со станциями Христа, усевшись на мраморные выступы.
 Ну и обернувшись, смотрим на прекрасный орган (других органов же не бывает?). Орган был сооружен в 1875 году. Чуть выше органа есть еще одна галлерея. Она использовалась школьниками Итальянской школы для занятий.
А еще в этой церкви храняться мощи Святых Рената, Фомы, Доминика, апостолов Петра и Павла.
Мессы служаться тут преимущественно на итальянском языке для мальтийской диаспоры.

Может быть вам бы и не хотелось читать так много про храмовою архитектуру 19 века, может быть вам бы хотелось фотографий качественных. Но жизнь сложная штука, и как говорит один современный философ: you can't always get what you want. Да и церковь тоже что-то такое постоянно говорит. В хорошем смысле, конечно. Зайдите при случае.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Фауна Стамбула: котики и не только