Ахпат

Ахпат стоит смотреть после Санаина. Я уже говорила, что у Санаинского монастыря есть один недостаток - сложно оценить его масштабы, потому что все скрыто деревьями. Это очень атомсферно, но не очень по-армянски. Для меня классический армянский монастырь - это аскетичный, но богатый, гордо возвышающийся над всем міром, каменный и тяжеловесный гигант. У него обязательно богатая история, чудесные хачкары, он страдал от землетрясений и нашествий всех подряд, но при этом сохранил самые драгоценные свои реликвии. Ахпат вот такой, по каждому пункту и всего в шести километрах от Санаина. И отлично просматривается со всех сторон. Санаин тоже такой, но увидеть во всей красе сложно, приходится подключать пространственное воображение.
Ближе всего ко входу на территорию стоит церковь святого Григора - очень простая и скромная базилика начала 11 века.
Особой архитектурной и исторической ценности в ней нет, по крайней мере, никто ничего не пишет о ней.
Зато у нее есть такие вот забавные трехуровневые ризницы.  И выемка в углу тоже очень интересная - напоминает михраб немного. Вероятно, это мусульманское влияние.

Двигаемся чуть влево и оказываемся у большого странного помещения. Это снова гавит - такой себе армянский притвор. Этот особенный, потому что до нелепого огромный.


Очень красивая дверь, сложно пройти мимо этого якореобразного креста.

Так вот гавит. Этот гавит самый большой в Армении - 330 кв.м. Нам заявили, что тут отлично поются песни. Наш гид даже принялся что-то напевать, но быстро умолк. Сказали, что тут есть какой-то местный гид, который устраивает пения в этом гавите, чтобы продемонстрировать акустику.

Как всегда изумительный купол с окном в вечность. Однажды я свяжу себе свитер по мотивам этого купола.
Гавит построен в 13 веке, а церковь, к которой он прилегает в 10.


В правом углу наш провожатый рассказывает мне историю иконы, под которой мы стоим. Я, конечно, уже все позабыла, но там точно история связанна с сокрытием реликвий от советской власти какой-то местной бабушкой.

Фрески - не армянская тема, эти - проявление грузинского влияния.

Это здание называется храм Богоматери, но больше похоже на часовенку.

Это, кажется, никак не называется, но выглядит очаровательно. Идем дальше.

Вот так идем, немножко как зомби, хотя по ощущениям больше как Алиса в зазеркалье :)

А вот и колокольня. Колокольня тоже с очень специфическими нишами, которые напоминают михрабы.

И вот рядом с колокольней можно увидеть монастырь с другой стороны - вросшим в землю. Сразу гномы начали чудиться, правда?

Тут тоже есть свое кладбище и хачкары. Ждать второго пришествия с таким видом очень приятно, мне кажется.

Какое-то время тут жил армянский поэт Саят Нова. Мне хотелось привести тут отрывок из его творчества, но из переводов понято только то, что это перевод чего-то бОльшего. Есть мнение (я так понимаю, его разделяют только армяне), что Саят Нова похоронен тут, в Ахпате.


А это книгохранилище. Оно сделано в стиле марани - хранилища вина, но там хранили книги. Сверху прикрывали едой, чтобы грабители не вынесли ценные евангелия. Когда-то тут хранилось знаменитое ахпатское евангелие, сейчас оно храниться в Матендаране.
Монастырь прекрасен. Он долгое время был интеллектуальным центром, здесь жили теологи, философы, математики. Кстати, именно здесь рассчитали новый календарь для Армении. Я никак не могу его понять, потому что теперь армяне празднуют Рождество в тот же день, что и Крещение и Богоявление. Видимо, учение армянской церкви более эзотерично, чем нам представляется.

Удачно, что рядом всегда был Санаин, построенный приблизительно в то же время и собиравший группу интеллектуалов. Ахпат и Санаин все время стремились к соперничеству и тем самым повышали каждый свой уровень.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Фауна Стамбула: котики и не только