Гёбекли Тепе

В прошлом году мы собрались ехать в Эдессу, с целью вдохнуть в легкие того же воздуха, что и царь Абгар, сирийские мистики, пророки. Я была увлечена идеей, что мы прогуляемся по Эдессе, старой и прекрасной, на столько, что проглядела тот факт, что в нескольких километров от города находится святилище, которое вдохновляло людей покруче, чем эдесситы. Я имею в виду Гёбекли Тепе.
К счастью, нам повезло узнать об этом месте до отъезда, так что часть одного дня мы выделили на поездку за город. Я даже сделала очень скромную заметку в фейсбуке, с призывом самостоятельно почитать об этом месте. И я вот откликнулась на свой призыв и почитала. И решила, что надо написать об этом месте.

Местные собаки греются на солнышке

Гёбекли Тепе находится в 17 км от города. Доехать туда можно на такси или автостопом. Мы в ту сторону взяли такси (100 лир на двоих), а обратно поехали автостопом. 100 лир мне кажется многовато, но мы неплохо сэкономили на обратной дороге, так что не страшно. Но больше платить не следует. Думаю, что хорошей сделкой было бы 150 лир в обе стороны, при условии, что такси ждет вас.

Билет стоил 10 лир. Нас посадили в бусики и провезли метров 500-700 до места раскопок. Теперь все будет иначе, надо полагать. Но об этом позже.
Проход к месту раскопок выглядит так, будто его делали немцы. Ах да, так и было.

 Вот так неприглядно Гёбекли Тепе выглядело в 2016 году. Теперь все будет иначе. На некоторое время раскопки завершились, хотя еще не откопано и половины.

Над комплексом возводится большой красивый навес, который будет накрывать весь холм.  Обещают к июлю этого года завершить работы. А анализировать пока что будут то, что уже достали.

Мой любимый блог, из всех блогов, что я читаю, это The Tepe Telegrams. По стечению обстоятельств - это блог, посвященный Гёбекли Тепе, которые ведут археологи, работающие на раскопках. Так что мой рассказ будет базироваться на их заметках. 
А это макет Гёбекли Тепе, котрый находится в музее Шанлыурфы. Так выглядит место с высоты птичьего полёта, наверно :) 

Итак, Гёбекли Тепе это некое культовое сооружение возрастом около 12 тысячи лет, старше египетских пирамид и Стоунхеджа, и идейно старше первой одомашненной пшеницы (в том смысле, что идея возвести это место возникло раньше, чем идея выращивать пшеницу, хотя первый урожай мог созреть раньше, чем были высечены и возведены первые стелы).
Фрагмент стелы

Как обычно бывает с великими местами, нашли его случайно. Собирались откапывать византийское кладбище, а оказалась... ну впрочем, есть мнение, что это в какой-то степени кладбище. Одна из версий, заключается в том, что Гёбекли Тепе выросло из культа мертвых., однако подтверждений в виде костей пока что не находили.

Эти колоны как будто символизируют людей. У каждой есть увеличенная верхушка вроде головы и руки, обхватывающие как бы животик. Каждая колона/стела весит около 5 тонн, а в высоту 5-7 метров. Колеса или повозок еще не было. Им было чертовски важно построить эти штуки. На столько важно, что они изменили свой стиль жизни.

Не типа стали меньше есть мяса и ходить на йогу. А типа повернули ход истории. Сейчас поясню.
Раньше, ну лет 20-30 назад, считалось, что человек научился выращивать пшеницу, перешел на фермерский стиль жизни, построил себе дом, одомашнил собаку и подружился с кошкой, распределил работу между своими соплеменниками и после этого решил, что в свое свободное от адской работы время он может отвлечь себя чем-то вроде религии. Эта теория называется неолитической революцией. Ее автор археолог-марксист и я это честно угадала до того, как подсмотреть в википедии. В этой теории был один пробел - археологи не могли установить причину перехода от охоты к земледелию.

И вот, Гёбекли Тепе. Оно говорит нам удивительную вещь: все было наоборот. Человек так сильно поверил во что-то, что у него возникла необходимость построить такой грандиозный комплекс для отправления своих религиозных нужд. Что бы построить его, нужно было много работать. Вот тут уже понятно, что на этом этапе произошло разделение труда и стратификация. Люди из "соседних" поселений (100-120 км) приходили сюда на сезонные работы. Выдалбливали колоны, вырезали на них уток, змей, пауков, члены, ну все, чему они поклонялись. Потом волокли (без колес и повозок) эти блоки на холм (на холм!!!) высотой 300 метров и устанавливали. Все это не один день тяжелой работы. Этих людей нужно было кормить.

Поэтому люди начали искать способ прокормиться. И да, они одомашнили пшеницу. Вот прям в этом месте. Два вида: одна обычная и одна без глютена (привет, хипстеры).
Кстати, не могу не поделиться, есть версия, что пшеницу одомашнили в первую очередь для того, чтобы делать пиво, а хлеб - приятный бонус.

Т.е. религия была причиной перехода на земледелие. Они проделали колоссальную работу. Они поверили и изменили свою жизнь, что в итоге привело к нашим мониторам и нашей унылой жизни :)

Мне кажется, что это то, о чем надо рассказывать на каждому углу, и то, за чем нужно следить. Особенно, если ты религиовед. Вот Руслан просто в восторге от новых знаний (фото годичной давности, сейчас шок немного миновал).

А этот парень, так называемый "Человек из Урфы" самый древний образец изображения человека в полный рост. Он не из Гёбекли Тепе, его нашли в Урфе. И он иллюстрирует тот факт, что люди не испытывали трудностей с изображением человека. Но они не делали этого в Гёбекли Тепе по каким-то своим причинам. Видите, Урфа-мэн держится за пенис. Мужчины такие мужчины.
Urfa Man

С головой (не этой, другой) связана одна неприятная история. Году в 2010 кто-то из туристов отломал кусок стелы с человеческой головой и телом животного. после этого посещение места раскопок было на некоторое время ограничено.

Эту штуковину сравнивают с североамериканскими тотемами. Тотем высотой под два метра. В верхней части находится какой-то хищник, средняя часть была стерта еще в древности, а внизу угадываются человеческие фигуры. Предполагается, что средняя часть колоны изображает рождение человека. Чуть ниже среднего человека и чуть выше нижнего, по бокам выдаются вперед змеиные головы. Подобная колона была найдена в Невалы Чоры.

Я думаю, заметно, что часть фотографий сделана в музее. Так вот, это археологический музей Урфы. Он фантастичен и прекрасен и билет в него стоит всего 8 лир. Здесь хранится огромная коллекция неолитических находок, плюс залы с поздними эпохами, включая Ассирийский период. Но тут я показываю только то, что касается Гёбекли Тепе.
Какие-то ИГИЛовцы тащат колону из музея

Когда мы были в Урфе в прошлом году, мы не пошли в музей. Дело в том, что музеи мы не любим и чтобы привлечь нас нужна хорошая коллекция. Мы подумали, что раз мы были на месте раскопок, то что нам могут показать в музее? Мы ошиблись. Это один из тех прекрасных музеев, куда надо попасть. Например, здесь есть точная реконструкция Гёбекли Тепе в полный размер. Тут лучше видно масштаб, не мешают балки и строительный мусор. Парень, позирующий на камеру Йенс Нотрофф, археолог из Берлина, работает на Гёбекли Тепе с 2006 года. Очень дружелюбный и контактный.

Я не знаю сколько еще пафосный слов надо написать, чтобы показать мой восторг и значимость этого места. Может скандальная история поможет? Например, был случай, когда идиоты из турецкой администрации написали в своем отчете, что Гёбекли Тепе - это святилище отца Авраама. А еще всякие идиоты регулярно сравнивают ГТ с райским садом. Археологи говорят, что местечко тут всегда было жуткое, о саде не могло быть и речи даже 12 тысяч лет назад.

В заключение я скажу, что одной из самых удивительных вещей в ГТ археологи считают то, что его засыпали люди по непонятной причине 8 тысяч лет назад. Что это за штука до сих пор не очень понятно. Может межконфессиональное святилище, куда съезжались со всех окрестностей, может кладбище, может храм. Чем бы это ни было, мы поедем еще. И вам советуем.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

5 фильмов, которые надо посмотреть перед поездкой в Стамбул и еще чуть-чуть

Крымская мемориальная церковь

Фауна Стамбула: котики и не только